«НА ШТИЛЕ»
( в переводе с детского сленга «На отдыхе»)
Добрый День, уважаемые Друзья! Сегодня мы с Вами поговорим об оздоровлении и отдыхе наших детей, вспомним факты из истории советских лагерей, постараемся разобраться в причинах несоответствия современного отдыха задуманного ребенком и реально получаемого им отдыха.
Почти сто лет назад «взвились кострами синие ночи» в первых пионерских лагерях. С тех пор каждое лето миллионы детей отправлялись в страну "Пионерию" - жить особой лагерной жизнью, учиться самостоятельности, раскрывать таланты и, конечно, поправляться и набираться сил после утомительного учебного года.
Уникальная сеть пионерских лагерей, которой была охвачена вся страна от Москвы до самых до окраин Советского Союза, - пожалуй, главное достижение советской социальной политики. Нигде в мире организованный детских отдых не был столь доступен и не получил такого размаха.
Да, детские лагеря не всегда были такими, какими мы привыкли видеть их сегодня, но они выполняли поставленную им задачу – организованного отдыха и оздоровления.
Предлагаю Вам вернуться в прошлое и сопоставить некоторые факты оздоровления пионерского отдыха и детского отдыха современного.
В «диких» условиях
Первое, что бросается в глаза ( а я сама ежегодно отдыхала в таких лагерях) – это отсутствие комфорта, который так характерен для современного лагеря. Ведь сегодня мы все большое внимание уделяем этому вопросу. Конечно это, однозначно, отнесем к плюсам современного отдыха, однако не соглашусь с мнением многих родителей, что это первоочередной и главный критерий при выборе детского лагеря. Не подумайте, что я не за комфорт, но это в большей степени первоочередной критерий для нас, взрослых, а для детей, предполагаю, он важен совсем не на столько.
Смена длилась полноценный месяц - четыре недели, а увидеться с ребенком можно было только в родительский день, один раз, да и позвонить не всегда предоставлялось возможным.
Сегодня же реалии современной жизни таковы, что мы, взрослые, можем ежеминутно контролировать ребенка. И это для нас, а не для него, нужен этот постоянный контроль. По этому вопросу много споров и рекомендаций. Этому вопросу, мы уделим особое внимание, но не в этом разговоре.
Сегодня, как правило, смена длиться 18 дней, а тематическая смена и того -9.
Возможно ли за такой период раскрыть себя полностью и оздоровиться? Вопрос серьезный и неоднозначный.
Длинная смена — это полноценный отдых, множество активностей и занятий, дети успевают адаптироваться и подружиться. На начальном адаптационном периоде они знакомятся, привыкают к распорядку дня. В основной период проходят все важные мероприятия. На заключительном этапе подводят итоги, начинается подготовка к прощанию.
К концу смены дети раскрепощены, ощущают себя частью чего-то неделимого, именно по этой причине так сложно потом прощаться с вожатыми и новыми друзьями.
Но длинные смены подходят не всем. В первый раз лучше уехать на короткий срок, чтобы определиться, подходит ли ребенку такая форма досуга. Некоторые дети в силу возраста переоценивают свои возможности. Если родители заранее знают, что будут скучать по ребенку, но все же позволят ему самому выбрать ехать или нет, то дети воспринимают поездку как увлекательное путешествие. Сборы, поездка на автобусе, лагерная суета при заселении, знакомство с вожатыми — все это отвлекает от мыслей о доме. Но уже к вечеру первого дня многие начинают тосковать, звонят родителям с просьбами забрать обратно. Им уже все не нравиться.
В нашем лагере хорошо знакома такая ситуация. Было бы странно, если бы ребенок не хотел домой, это обычно указывает на какие-либо проблемы в семье. Вот тут мы и советуем не идти на уступки и забирать его домой, а подождать еще хотя бы три дня, именно этот адаптационный период очень сложный и важный, и поверьте, если и Вы, и ребенок его пройдёте, то ребенок, как мы здесь говорим, будет наш «лагерный».
Кстати, это, однозначно, поможет ему и в дальнейшей жизни, ведь не за горами и отъезд из родного дома , выход в самостоятельную жизнь. Согласно данных статистики только около 2% детей никогда не понравиться лагерная жизнь, врятли именно ваш ребенок из этих 2% детей. Остальных же захватывает романтика летнего отдыха в лагере, они раскрываются и получают удовольствие от мероприятий, экскурсий, поездок и общения со сверстниками.
Но даже если ребенок адаптируется, ему все равно в первый раз будет сложно находиться вдали от родных. Тут нужно учитывать не столько возраст, сколько характер, темперамент, воспитание. Один ребенок может без труда справиться с обстоятельствами, другой будет бесконечно хотеть домой, причем независимо от возраста.
Так что, по мнению многих специалистов, 18 дневная смена-оптимальная для отдыха.
Питание в лагерях СССР тоже желало оставлять лучшего, а фрукты были редкостью.
Сегодня же питанию уделяется первоочередное внимание, я бы даже сказала, что этот вопрос стоит на первом месте в общей программе оздоровления. Хотя, считаю, что уже совсем скоро, питание по системе «подачи одного вида блюд каждому » уйдет в прошлое. Ведь все, без исключения, и взрослые и дети, понимают, что питание по принципу «шведского стола» куда более привлекательно, эффективнее и полезнее. Однако, внедрение такого вида питания требует доработки нормативно-правой документации и внедрение новых видов расчётов. На сегодняшний день, в нашей стране, таким видом питания, как правило, обеспечиваются частные детские лагеря.
Еще одно потрясение для детей нашего века — гигиена в бывшем пионерском лагере:
Тяжело себе даже представить такой режим гигиены сегодня!
Ведь сегодня отсутствие горячей воды хотя бы на день приведет к катастрофе.
Досуг пионеров тоже отличался своей простотой и сдержанностью. Библиотека, пара кружков и мяч – основа развлечений на каждый день, а дискотеку, зачастую, проводили один – два вечера в неделю.
Но, хочется отметить, что во времена СССР, дети, отдыхающие в лагере, свободнее ходили в походы, причем они были, двухдневные, ночные костры могли организовываться за территорией и как-то никто не задумывался о том, что ребенка могут покусать клещи или с ним обязательно что - то должно случиться. Я помню ощущение ожидания этого момента – двухдневного похода с рюкзаками и сухпайком! А картошка на костре и «страшилки» ночью! Сколько ярких эмоций получали дети от этого.
Сегодня же организовать такой поход очень сложно по многим причинам.
В наше же время основная забота организаторов – развлекать детей всеми возможными способами на территории ОЛ. Мы ежегодно ставим себе задачу: «Как и чем их удивить». Набирают обороты тематические лагеря. Дети в современном лагере могут обучаться:
точным наукам
вокалу
танцам
практике иностранного языка
спорту и много чему еще.
Так диктует время, но все же, я уверенна, что многие современные дети тоже мечтают самостоятельно разжечь костер или сварить кашу на костре.
А знаете, что объединяет пионерский и современный лагери?
Дети! И тогда и сейчас они обожают отдых со сверстниками. И может, все таки, не так важно, мало в лагере развлечений или много – уж дети-то найдут чем заняться в кругу своих друзей.
В современном лагере заметно улучшились не только питание и условия проживания, внимание к личности ребенка и его интерес стали основным критерием при выборе детского досуга.
Воспитание гражданина своей страны, патриотическое воспитание и сегодня и тогда, в советские времена, занимает первоочередное значение в системе отдыха.
Думаю, Вам был интересен ракурс в историю детского отдыха.
Вот мы и подошли к главному вопросу нашей беседы - почему же, иногда, ожидания ребенка, да и, порою, родительские, об отдыхе не оправдываются, даже учитывая сегодняшние, современные тенденции оздоровления?
Мир, окружающий ребёнка, при всём его противоречии пёстр, удивителен и всегда притягивает новизной. А лагерь часто отпугивает казёнщиной, скукой и… одинаковостью. Если этот «разлад» не ликвидировать — беда.
Есть такая наука — математика. Там задачи решаются от цели. Давайте поставим конечную цель (цели) летней оздоровительной кампании для нашего лагеря.
В чем мы ее видим?
Основная цель системы летнего отдыха, организованной в ОЛ имени Е.М. Чайки, в том, чтобы разбудить у детей и подростков приезжающих в лагерь, живой и здоровый интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, воспитанными настоящими патриотами своей страны, зарядиться духовной и физической энергией, стать самостоятельными.
И основой здесь служат лучшие духовно-нравственные и культурно-исторические традиции детского отдыха прошлых лет и реалии сегодняшнего времени, а также пути и методы их реализации в сфере конкретных повседневных дел детского оздоровительного отдыха детей, их взаимодействие со старшими, с вожатыми, а потом и со своей семьей.
Смена школьного и домашнего образа жизни на альтернативный — лагерный образ с богатым фондом событийной деятельности, которая способна сформировать у ребят фонд счастливых воспоминаний.
Образ жизни ребят в лагере связан с Удачей, Успехом, Приключением, Риском, Равенством, Выбором, Свободой и другими «показателями» «возвышенной деятельности». Эта деятельность протекает:
— в свободное каникулярное время ожиданий и свершений;
— в лесу, на реке, озере, на море;
— в романтизированной, игровой среде летнего лагеря;
— в новом объединении сверстников, ребят других возрастов, взрослых, представляющих временный союз людей, живущих по идеям социального, интеллектуального, партнёрского равенства;
— в пространстве и психологическом климате радости.
Есть некое тождество между школьной переменой и лагерной сменой. В обоих случаях подразумевается промежуток времени, меняющий образ жизни (содержание деятельности, стиль отношений, плотность событий и др.), меняющий приоритетные идеи.
Ранее, говоря о советском лете, многие уточняли, что это пионерское лето с его сложившейся «нормативной» идеологией. И многим именно это тогда и не нравилось.
Какое же оно нынче, уже современное лето?
Первое, что сразу приходим на ум – не всегда стабильное но, в тоже время, очень разнообразное — ежегодно что-то происходит, то в нашу жизнь врываются заболевания, то подскакивают цены детской путёвки, хотя хочется отметить, что наше Государство поддерживает это направление отдыха - ежегодно дотируя путевки и предоставляя льготы на оздоровления незащищенным категориям граждан (многодетным семьям, семьям, воспитывающим ребенка с особенностями и т.д.) и т.п..
Второе – не всегда у родителей, получается, купить путевку в тот лагерь, куда хочет ехать сам ребенок. Это может быть по многим причинам:
- родители работают в организации, у которой есть на балансе свой загородный лагерь. Для родителей выгода очевидна - путевки дешевле, да и про отдых они знают все. Им спокойнее, а ребенок хочет в другой лагерь, туда, например, куда едут в этом году его друзья. Ребенок подчиняется – в итоге он приезжает в лагерь уже с плохим настроением или того хуже с собственной установкой – вы меня все равно отсюда заберете.
Третье - зачастую родители не знают ни направления смены, уж тем более ни программу, ни цель и задачи смены. Вот и получается, что ребенок едет в математический лагерь, а не в спортивный (куда он хотел), в итоге – летний отдых не оправдывает надежд ни детей, ни взрослых.
Четвертое – к сожалению, взрослые, испытав в детстве собственный негативный опыт пребывания в лагере, не правильно мотивируют ребенка, в итоге ребенок приезжает в лагерь со сформированной установкой – все будет плохо.
В пятых – беда нашего времени - гиперопека родителей, которая не позволяет ребенку полноценно отдохнуть и успешно социализироваться в лагере. Ежеминутный контроль портит отдых не только ребёнку, но и воспитателям.
Да, к сожалению, можно еще назвать множество современных причин, которые, так или иначе, влияют на получение качественного и полноценного детского отдыха в лагерях – завышенные требования, как родителей, так и детей, иногда действительное несоответствие самого лагеря нормам проживания или питания и т.д..
Так что же делать? Возможно ли как-то совместить все эти факторы, чтобы и ребенку и родителям было, выражаясь детским сленгом, «лето в кайф».
Конечно, сама современная жизнь, живая практика уже сформировавшейся белорусской летней идеологии, прогрессивный опыт лучших лагерей, с которым можно познакомиться, способны оплодотворить идею каникул.
Единственное предупреждение: ко всем идеям и идеологиям прошлого и настоящего необходимо относиться взвешенно.
Александр Твардовский когда-то говорил: «Главное — правильно разложить костёр, а огонь сам упадёт с неба».
Правильно разложить костёр — это найти и осмыслить ту идеологию, которая поможет добыть огонь детского творчества, озарить его новыми идеями, как правило, через самопознание и раскрытие своих личностных качеств, через сохранение исторического опыта и чтя традиции свой страны.
Давайте подытожим - подлинные изменения в организации детского оздоровительного отдыха произойдут только тогда, когда взрослые признают, что детство это не временный переходный возраст во взрослую жизнь, но величина самодостаточная.
Это самоценный целостный период жизнедеятельности человека, без которого нет и, не может быть, полноценно развитой взрослой личности. И всякая потеря или всякое недополучение, недоразвитие, недораскрытие личности ребёнка часто впоследствии жёстко мстит и ему самому, и окружающим, и обществу в целом.
Поэтому главная цель содержания летнего организованного отдыха детей и подростков в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребёнок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе, а мы, взрослые, должны поддержать его в этом.
Пусть отдых Вашего ребенка оправдает его надежды и ожидания, именно поэтому предлагаю Вам организовывать его заранее, подробно изучая желания и предпочтения ребенка, и, конечно, совмещая все это с Вашими возможностями!
Начальник ОЛ им Е.М.Чайки Т.Н.Шпилевская, январь,2023г.