Добрый дань, уважаемые Друзья ОЛ им Е.М.Чайки! Казалось бы давно закончился сезон оздоровления 2023 года, на улице зима, и можно обдумать некоторые моменты смен, чтобы в дальнейшем организовать сезон еще интереснее и безопаснее.
Сезон 2023 года был для нас запоминающимся и ярким. За период 2023 года оздоровление в лагере прошли 736 ребят из разных уголков нашей страны. Наверное вы смотрели наши фотоотчеты. В этом году особое внимание уделялось патриотичному воспитанию ребят, на каждой смене проводилась интереснейшая военно-патриотическая игра «Зарница», с участием подполковника ВСРБ – Ю.Э. Лапковского. Эта игра проводилась между двумя лагерями и дух соперничества ой как запомнился всем ребятам. Кроме того, все, что мы планировали провести с ребятами удалось воплотить в жизнь, и делать кого-то счастливыми это здорово!!!
На республиканском конкурсе «Лучший лагерь Республики Беларусь» 2023 года, мы заняли 1 место в номинации «Лучший лагерь в организации медицинского обеспечения!». Огромное спасибо всем, кто приложил к этому немалые усилия, ведь безопасность и здоровье ребят для нас на первом месте.
А сегодня я хочу поговорить с Вами о тех конфликтных ситуациях, которые могут возникать не только в нашем лагере, но и в других оздоровительных лагерях. Эта информация поможет нам еще продуктивнее организовать свою работу, а Вам даст возможность подготовить ребенка к лагерной смене, а вожатым лучше выполнять свою работу, понимая сущность проблемы. Вообщем-то эти знания полезны всем. Итак, начнем,
Итак, уважаемые Друзья, начнем с определения – «конфликт». Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях, особенно детских, и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Детский лагерь – это государство в государстве, со своей иерархией и законами. В тот момент, когда ребенок впервые переступает порог этого учреждения, он вместе со всеми входит во временный новый коллектив и должен принять некоторые особенности жизни детей в детском лагере.
Детский лагерь – это не сказочный дом, где в каждом отряде по две Мери Поппинс, и воспитатель – педагог (вожатый) отнюдь не «Золотая рыбка», это такие же люди, зачастую - тоже временные в данном учреждении, и требовать от них, естественно, следует лишь возможного.
Международной Конвенцией ООН о правах ребенка (1989) для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). В документе подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме.
С одной стороны, детский лагерь - это место для отдыха детей, временно оставшихся без попечения родителей; с другой – образовательное учреждение, к которому предъявляются определенные требования.
Поэтому, во временном коллективе, где все незнакомы, а время, чтобы узнать друг друга, очень ограничено рамками смены, очень часто возникают конфликтные ситуации разного характера, имеющие приоритетное значение для адаптации ребенка.
Жизнь в лагере – это жизнь в коллективе по общим правилам, и даже если лагерь совершенно чудесный, для ребенка, привыкшего к индивидуальному вниманию и к жизни не столько по правилам, сколько по личному договору с родителями, адаптироваться будет труднее, чем тому, что хотя бы ходил в детский сад или родился в семье, где несколько детей, – комментирует психолог Мария Капилина .
В научной литературе нет единого общепризнанного определения понятия "конфликт".
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Специфика педагогического труда в детских лагерях заключается в том, что воспитатель берет на себя ответственность за качество и результат межличностного общения с детьми, находящимися в отряде.
Взгляды, идеалы воспитателя не только непосредственно влияют на собственный выбор способов поведения, но и накладывают отпечаток на умы детей, формируя «менталитет» отряда (группы), что, в свою очередь, влияет на иерархию их установок на всю смену.
В научной литературе, как и в публицистике, конфликт рассматривается неоднозначно. Существует множество определений данного термина.
Иными словами, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможности помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группа).
В рамках социально-психологической традиции конфликт рассматривается как такой случай социального взаимодействия людей или групп, который несет в себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводит к распаду социально-психологических структур и негативным переживаниям (стрессу). Важно отметить отношение к конфликту, которое прямо вытекает из такого понимания. Это отношение избегания, с одной стороны, и с другой – предупреждения конфликта.
Необходимость развернутого представления и классификации конфликта в условиях детского лагеря задается двумя следующими моментами:
1) разрешение противоречий предъявляемых воспитателями требований к ребенку, находящемуся на оздоровлении - является ядром воспитательного процесса в лагере;
2) управляемость воспитательного процесса задается осознанным конструированием конфликтов.
Классификация конфликтов в условиях детского лагеря
Причины: разделение сфер влияния, любви детей, психологический дискомфорт, невыполнение должностных обязанностей.
Конфликты между вожатыми в лагере касаются и межличностных отношений, и решений по деловым вопросам при организации мероприятия. Поэтому лучше заранее выяснить, с кем придется работать на одном отряде, пообщаться и побольше узнать друг о друге. А все деловые вопросы старайтесь решать заранее до выступления или проведения мероприятия. Возникающие между вами и вашим напарником конфликты, легче и проще выяснить сразу, спокойно, не доводя до взаимных обид, и естественно, не при детях!!!
Если же, все-таки, у вас случилось так, что вы не можете даже видеть своего напарника, а бывает и такое, то вам все равно лучше проработать до конца смены, сжав зубы и изображая на лице миролюбивое выражение.
Замотивируйте напарника на взаимодействие. Определите вашу общую с ним цель работы, согласовывайте работу с напарником (составляйте ваш общий план работы на день), укажите важность и положительный эффект вашего с напарником взаимодействия.
Никогда нельзя ставить перед собой цель – понравиться детям больше, чем ваш напарник. Дети должны одинаково любить и уважать обоих вожатых. Если вам не удается договориться вдвоем, прибегните к помощи «старшего вожатого».
При работе на отряде с воспитателем (более взрослый человек или опытный вожатый):
1.Разграничьте обязанности. Выясните, чем занимается воспитатель, а чем, по его мнению, должны заниматься вы. Еще раз прочитайте свою должностную инструкцию и посмотрите, не много ли обязанностей на вас «свесил» ваш воспитатель.
2. Обязательно найдите с воспитателем общий язык, попытайтесь ему понравиться, не бойтесь попросить у него помощи.
3. Если воспитатель не выполняет свою работу или он лезет в вашу работу, попробуйте спокойно с ним поговорить, не доводя дело до конфликта. Если конфликта избежать не удалось, и вы не можете его решить, обратитесь к «старшему вожатому».
Есть закон в вожатской работе: если все хорошо в вожатской паре, то все хорошо и в самом отряде! Запомните это!
Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.
В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?
§ Дисциплины
§ Благодарности от родителей
§ Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами
§ Отдохнуть
§ Чтобы их не допекли мелкими проблемами
§ Сэкономить материальные ресурсы лагеря
§ Сохранить материально-техническую базу лагеря
§ Хороших отношений с подчиненными
§ «Преклонения» (взаимного, при хорошей работе сотрудников)
ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЖАТЫЙ?
§ Организации быта и материальной базы работы
§ Уважение как к коллеге
§ Чтобы не мешали, не вмешивались во время рабочего процесса
§ Психологической поддержки и одобрения в «сложных ситуациях»
§ Поддержания статуса руководителя детского отряда
§ Взаимной защиты
Так или иначе, вам придется выполнять приказы администрации лагеря. Это ваше начальство, ваш работодатель, который за неисполнение или ненадлежащее исполнение вами ваших должностных обязанностей вправе вас уволить. При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями. До начала сезона на общей планерке выясните требования администрации лагеря и их ожидания от вашей работы.
Постарайтесь найти общий язык с персоналом лагеря. Особенно обратите внимание на ваши отношения с завхозом, зав. столовой, мед. персоналом, уборщиками. Это те люди, хорошие отношения с которыми могут значительно облегчить вашу работу в лагере.
Все конфликтные ситуации с администрацией лагеря и персоналом старайтесь решать не напрямую, а через «старшего вожатого» (то есть, своего «прямого» руководителя)!!! Также всегда ставьте «старшего вожатого» в известность о возникших конфликтных ситуациях с администрацией лагеря или персоналом.
Фишечка в общении с персоналом: если что-то просите, просите для детей, то есть вместо «нужно мне» используйте «нужно детям».
Причины: бытовые ресурсы, ревность, выяснение социальной значимости,
В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.
Гнев – это реакция на то, что нас не устраивает, в том числе она свойственна и детям. Такая реакция появляется, чтобы изменить поведение другого или просто показать ему, каково нам. Но взрослые должны научить детей, что агрессия ни в каких ситуациях и ни в каких проявлениях не должна быть нормой поведения ни для кого.
Об этом рассказала ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат психологических наук Вера Ряшина в эфире радиопрограммы KP.RU «Наше время, или взрослым вход воспрещен» для подростков, авторами и ведущими которой являются они сами.
«Нормой для детей, и для взрослых должно стать конструктивное решение конфликтов», – отметила Вера Ряшина в эфире на тему «Агрессивное поведение в жизни и в Сети». Если между детьми возник конфликт, то взрослые должны узнать о нем как можно раньше – тем больше шансов, что недопонимание не приведет к необратимым последствиям ни для одной из сторон.
1. Не забывайте, что в ситуациях агрессии участвуют три стороны: агрессор, жертва, наблюдатели. Поэтому без наблюдателей агрессор сразу теряет свою энергию.
«В детском сообществе не должно быть равнодушных. Агрессивное поведение должно отвергаться всеми детьми. Недопустимо, когда один ребенок оскорбляет другого, а прочие комментируют или снимают и выкладывают в соцсети», – считает психолог.
2. Будьте готовы выслушать детей, помочь выговориться и обязательно понять, что происходит. У ребенка, который стал жертвой агрессии, должны быть люди, которым он доверяет.
3. Формируйте у детей опыт самостоятельного разрешения конфликтов.
«Конечно, ребенку не нужно ждать и привыкать, что взрослые всегда решат ситуацию за него. У него должен обязательно складываться опыт самостоятельного разрешения конфликтов. Но воспитатели могут подсказать правильный способ поведения», – уверена Вера Ряшина.
4. Будьте готовы прийти на помощь, когда это понадобится. Бывает, что действительно нужна помощь взрослых.
Возможные и такие варианты решения:
§ Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.
§ Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции.
§ Показать уважение двум сторонам.
§ Учить разрешать конфликты.
§ Смотреть на конфликт изнутри.
§ Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные (участники) в конфликте, а свидетель конфликта – это не участник и его стоит удалить).
§ Дать совместную работу участникам конфликта под присмотром взрослого.
§ Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое.
§ Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные.
§ Перевести энергию в другое русло.
В конфликте между детьми вожатому следует ...
Поиск правого и виноватого, хоть и представляется крайне важным непосредственным участникам конфликта, на самом деле не только не имеет смысла, но часто чреват будущими ссорами. Так что же, пусть дети сами решают свои проблемы? Тогда есть риск, что прав окажется тот, кто сильнее.
Ваша цель: научить детей разрешать им их конфликты.
Конфликт - это столкновение различных потребностей и точек зрения. Он может быть разрешен без потерь, если мобилизовать свой ум и творческую энергию для поиска решения, которое бы полностью удовлетворило обе стороны. Не уступки и компромиссы, а понимание и уважение! Детям нужен посредник, который помог бы им услышать друг друга.
Важная установка: будьте посредником и помощником. Уточните правила. Дайте детям высказаться, помогите им пересмотреть свои позиции.
§ - Я вижу, тут ссорятся. Вам помочь или вы сами разберетесь?
§ - Помоги, скажи ему, что...
§ - Стоп! Я здесь только помогаю вам услышать друг друга. Правила такие: никто никого не обижает, говорим по очереди. Будем разговаривать, пока вы не поймете друг друга и не придете к решению, которое устроит обоих. Кто первый?
Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий (а это чаще всего именно так), то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.
При разговоре с родителями необходимо:
§ Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением
§ Ни в коем случае по-детски не оправдываться
§ Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, а не нашкодивший подросток, и желаете детям только добра
§ По возможности прогуляйтесь с родителями по территории, или сядьте друг напротив друга; это поставит вас в равные условия, и вы сможете спокойно обсудить возникшие проблемы.
Родители почти всегда защищают своего ребенка. Родители хотят, чтобы:
§ Дети не «испортились» (не стали хуже себя вести, чем дома и в школе) после лагеря
§ Вы чаще находили возможность индивидуального внимания к их ребенку
§ Слышать от вас, что их ребенок очень хороший
§ Дети хорошо и качественно отдохнули, т.к. (дорогая путевка, юг, брендовый лагерь,…)
§ У детей было «идеальное» питание, условия проживания, насыщенная программа
§ Детям не было скучно и они не просились домой
§ Их ребенка никто не обижал
Необходимо объяснять родителям, что в лагере есть режим и дисциплина. Пытаться найти решение проблемы вместе с родителями. Нужно ждать от родителей поддержки и партнерства, но не решение наших проблем и говорить родителям то, что они хотят услышать.
В общении с родителями (и не только с ними) помогут некоторые правила:
§ Дай партнеру «выпустить пар».
§ Если партнер раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока этого не произойдет, договориться с ним будет трудно или невозможно. Наилучший прием в эти минуты: представить, что вокруг тебя оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты будешь надежно защищен, находясь будто в коконе.
§ Попросите от оппонента спокойно обосновать претензии.
§ Людям свойственно путать факты и эмоции. Следует учитывать только факты и объективные доказательства.
§ Не бойся извиняться, если чувствуешь, что не прав. Во-первых, это обезоруживает, во-вторых, вызывает уважение. Ведь только сильные и уверенные люди способны признавать свои ошибки.
§ Независимо от результата разрешения конфликта, старайся не разрушать отношения.
§ Вырази свое уважение и расположение, согласись с наличием определенных трудностей.
Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания, антипатия.
Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его «безприкословно» их выполнять.
Поэтому, чтобы понять, почему ребенок поступает так, а не иначе, вам необходимо распознать и понять истинную причину конфликта.
Конфликт легче предупредить, чем погасить!!! Помните об этом, и от вашей работы останутся только самые радостные и светлые воспоминания.
Старайтесь больше времени общаться с детьми, заработайте настоящий авторитет, сделайте так, чтобы дети вас уважали и вам доверяли. Тогда конфликтов типа «вожатый-ребенок» станет гораздо меньше.
10 «нельзя» в конфликтной ситуации (подойдет не только в общении с ребенком)
1.Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему негативное поведение и нечестные намерения.
3. Демонстрировать свое превосходство.
4. Игнорировать интересы оппонента.
5. Рассматривать всю ситуацию со своей стороны (тянуть одеяло на себя).
6. Уменьшать и принижать заслуги собеседника и его вклад.
7. Преувеличивать свои заслуги.
8. Нервничать, кричать, оскорблять.
9. Напоминать об ошибках и промахах собеседника.
10. Демонстрировать недовольство партнером и обиду на него.
Автор книги «Готовясь работать с подростками» Е.А. Леванова,
отмечает, что во время проживания в лагере наступают определенные кризисные периоды. Они являются наиболее конфликтными и обусловлены спецификой пребывания ребенка в таком коллективе.
Эти периоды наступают даже в тех лагерях, в которых создан благополучный психологический климат, работает профессиональный педагогический коллектив, интересно и разнообразно организуется жизнедеятельность детей .
Рассмотрим их в таблице 1 «Кризисные периоды в лагере».
Таблице 1 Кризисные периоды в лагере
Кризисный период |
Поведение вожатых |
Первый период - «пик трудности». Он обычно приходится на 3-4-й дни и выражается в повышенной конфликтности детей |
Постарайтесь не обострять ситуацию, будьте внимательней к детям, мягче в общении с ними |
Второй период - «пик привыкания» (13-14-й день). Чаще всего возникает в середине лагерной смены. Характеризуется снижением интереса детей к жизнедеятельности в лагере, развитием равнодушия к занятиям и поручениям и т.п. |
Запланируйте на этот период больше интересных дел, сюрпризов и неожиданных занятий (встреча рассвета, утренняя рыбалка, поход, день сюрпризов и розыгрышей И Т.Д.), организуйте встречу с детьми другого отряда, проведите упражнения на сплочение группы |
Третий период — «пик усталости». Он наступает перед концом смены. Дети уже стали уставать от жизни в большом коллективе, у них возрастает раздражительность и конфликтность |
Запланируйте больше активных и разнообразных игр, спортивных соревнований и т.п. |
Вожатому необходимо помнить об этих сложных периодах жизни детей в лагере и создавать благоприятные условия, способствующие предотвращению возможных конфликтов.
Следует различать конфликтные ситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре.
Спор — это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.
Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.
В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым относятся:
- ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;
- учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;
- учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;
- осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.
При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт.
Исходы конфликтных ситуаций
Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение и по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.
В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и детьми — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то дети прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.
Можно ли свести конфликты к минимуму?
Первое — информировать детей еще до того, как только они приехали в лагерь, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
Второе — показать детям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение создавать специальную памятку. В ней могут быть, например, такие слова:
- "в нашем детском лагере не принято выяснять отношения между воспитателем и вами в присутствии других детей";
- "в нашем детском лагере не принято делать замечания чужим детям в отсутствие их родителей и разбирать ссоры детей без участников конфликта" и т.п…
Если "прописать" эти правила, и вовремя познакомить с ними ребят в отряде, то многие конфликты просто не возникнут.
Третье — научиться вожатым грамотно доносить информацию до детей.
Еще одна проблема — обучение наших ребят.
Ведь именно с воспитателей, а не с ребят спрашивают результат работы по стандартной программе: например, все дети одного отряда должны проработать программу смены, чтобы в конце смены отряд был признан лучшим. При этом вклад каждого в отдельности может и не учитываться. Это, в сою очередь, провоцирует напряжение, ведь предполагается, что все дети пришли в лагерь равными.
В существующей системе детских лагерей, к сожалению, эти многочисленные противоречия порою не разрешаются никак. Очень часто у воспитателя возникают претензии к детям по поводу того, что они не хотят участвовать в запланированных мероприятиях.
Особенно актуально это, например, для детей-сирот или ребят с особенностями, хотя, казалось бы и задание интересные и конкурсы прикольные. Вот и получается - конфликтов хоть отбавляй!
Но ведь ребенок в отряде может просто не уметь этим заниматься, в силу своих особенностей! Конечно, здесь необходимо пересмотреть всю систему оздоровления, которая предполагает, что дети будут везде и во всем участвовать.
К любой ситуации, складывающейся в детском лагере, вожатым необходимо относиться спокойно, понимая, что конфликтами только ее усугубите, сотрудничество и поиск компромиссов с детьми - это путь, который поможет быстро решить все проблемы
Вожатым прежде всего нужно помнить, что детский лагерь не заменит школу, где ребенок проводит много времени, да и основная задача детских лагерей отличается от задач школы.
Сейчас появилось очень много разнообразных программ и методик, применяемых в системе детского отдыха в Республике Беларусь, да и разнообразие самих детских лагерей радует – школьный, загородный, палаточный, военный и т.п.. Кроме того лагеря могут быть круглосуточные, частные, государственные либо принадлежать предприятию. Выбор есть.
Родители должны подобрать тот детский лагерь, который соответствует воззрениям их ребенка, а не ломать себя и ребенка под чужеродную вам систему.
Каждый вожатый должен понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский лагерь, кардинально меняется. При вхождении в коллектив ребенок испытывает большое напряжение. Нужно проявить терпение, не нервничать, если стресс связан именно с адаптацией. Разобраться в том, что это за проблема — адаптация, непринятие вожатого или противопоказанность ребенку данного коллектива, — может только специалист-психолог.
Проблема конфликта между вожатыми и детьми в детских оздоровительных лагерях — это глобальная проблема общества в целом, самой системы организованного отдыха.
Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем вожатом и замечательном устройстве детского лагеря порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство вожатых понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.
Вывод - разделение конфликтов, возникающих в ОЛ между вожатыми и детьми, на деструктивное и конструктивное довольно условно. Конфликты могут считаться разрушительными и конструктивными в течение ограниченного периода времени, поскольку они мешают или препятствуют достижению целей всей организации.
Таким образом, конфликт можно определить и как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации. Все вышесказанное говорит о том, что конфликт содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Задача любого воспитателя – научиться управлять им и пользоваться его позитивными элементами в полной мере.
В современной ситуации самой жизнью востребована качественно новая социально – педагогическая концепция деятельности этих учреждений, содействующая активному отдыху ребенка и развитию его социальной компетенции в будущем, его самоопределению в обществе.
С уважением – заместитель АХС-начальник ОЛ Т.Н. Шпилевская, 04.12.2023г.